Статья 189 ГПК РФ. Окончание рассмотрения дела по существу

Комментарий статьи 184 ГПК РФ. Осмотр на месте

Статьей 184 ГПК РФ регламентируется порядок проведения осмотра на месте. Осмотр на месте представляет собой судебное действие, которое производится путем наблюдения с дальнейшим отражением его результатов в протоколе судебного заседания. Вещественные и письменные доказательства могут быть осмотрены на месте только тогда, если их невозможно доставить в суд. Это может быть обусловлено их ветхостью, большим объемом и другими обстоятельствами.

Проведение осмотра на месте может быть инициировано судом или участвующими в деле лицами. Лица, которые ходатайствуют о проведении осмотра, обязаны подтвердить, что доставить указанные ими доказательства в судебное заседание невозможно или затруднительно. О производстве осмотра на месте судом выносится определение, равно как и при отказе в его проведении.

Если гражданин, который проживает в помещении, где находится вещественное или письменное доказательство, не допускает к его осмотру, суд не имеет права производить осмотр. В таком случае решение суда будет принято с учетом отсутствия данного доказательства.

В случае, когда необходимость провести осмотр на месте была выявлена в процессе судебного разбирательства, то суд, в соответствии со статьей 169 ГПК РФ, должен отложить разбирательство данного дела. Однако у суда есть также право выехать на место нахождения вещественных или письменных доказательств в том же судебном заседании со всеми участвующими в деле лицами.

Если лицо, владеющее доказательством, без уважительной причины отказывается представить его в суд, то это не может быть основанием для проведения осмотра данного доказательства на месте. В то же время лицо, которое удерживает у себя доказательство, может быть оштрафовано согласно статье 57 ГПК РФ.

Следует помнить, что осмотр вещественных или письменных доказательств по месту их нахождения может быть произведен не только во время разбирательства дела, как предусматривает комментируемая статья, но и в ходе подготовки дела к судебному разбирательству. Также осмотр на месте может производиться в порядке выполнения поручения суда и обеспечения доказательств (статья 64 ГПК РФ).

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая мнение участвующих в деле лиц для проведения осмотра на месте суд может вызвать свидетелей, специалистов и экспертов. В процессе осмотра вещественных и письменных доказательств осуществляется исследование их внешнего вида, свойств, признаков предмета и его содержания. При этом могут составляться различные документы, которые впоследствии должны быть приложены к протоколу судебного заседания: видеосъемка, схемы, фотографии и т. д.

Комментарий к статье 177 ГПК РФ

1. Свидетели, удаленные из зала в подготовительной части судебного заседания, приглашаются поочередно и допрашиваются отдельно. Совместный допрос свидетелей возможен лишь при проведении между ними очной ставки для выяснения противоречий в их показаниях.

2. Перед допросом свидетеля председательствующий обязан выяснить наличие у него родственных и иных личных отношений с лицами, участвующими в деле. Невыполнение этих требований может привести к неправильной оценке показаний свидетеля, поскольку суд должен располагать сведениями и учитывать наличие у свидетеля неприязненных или приятельских, родственных отношений с кем-либо из лиц, участвующих в деле. Неправильная оценка показаний свидетеля может повлечь и неправильное разрешение дела.

Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ч.1 ст. 69 ГПК). Следовательно, председательствующий обязан выяснять также источник осведомленности свидетеля, имея при этом в виду, что доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения (ч.2 статьи 55 ГПК). Это имеет значение и для уточнения, не получены ли свидетелем выясняемые у него сведения при обстоятельствах, указанных в пп.1-3 ч.3 ст. 69 ГПК, что исключает его допрос в качестве свидетеля, или при обстоятельствах, указанных в пп.4 и 5 ч.4 ст. 69 ГПК, что дает право свидетелю отказаться от дачи показаний.

3. Непосредственному изложению свидетелем сведений об искомых фактах предшествует адресованное ему предложение председательствующего сообщить в форме свободного рассказа все, что ему лично известно об обстоятельствах дела. Однако при этом свидетелю должно быть сделано предупреждение, чтобы при построении рассказа он не отклонялся от существа разрешаемого судом дела. Председательствующий обязан устранять из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к делу (ч.2 ст. 156 ГПК), это требование относится и к процедуре допроса свидетеля.

После рассказа об обстоятельствах дела свидетелю могут быть заданы вопросы лицами, участвующими в деле, и их представителями в очередности, установленной комментируемой статьей. Судьи вправе задавать вопросы во время рассказа свидетеля об обстоятельствах дела и в любой момент его ответов на вопросы других субъектов процесса.

Судьи коллегиального состава суда равны между собой при разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела (ч.1 ст. 15 ГПК). Однако обязанность по руководству судебным заседанием возложена на председательствующего, в связи с чем другие судьи перед постановкой вопроса перед свидетелем должны предварительно обратиться к председательствующему или дождаться его соответствующего обращения к ним. Этого требует и культура судопроизводства.

В условиях процесса, осуществляемого на основе состязательности и равноправия сторон, судьи при обращении к свидетелю с вопросами не должны подменять участников разрешаемого спора. В исключительных случаях следует вмешиваться и в свободный рассказ свидетеля. В частности, необходимость в этом возникает, когда свидетель в своем рассказе отклоняется от обстоятельств дела, и уточняющие вопросы ненавязчиво заставляют его вернуться к изложению сведений об искомых фактах.

С разрешения председательствующего вопросы свидетелю могут также задавать эксперт и специалист, поскольку это необходимо для выполнения ими своих процессуальных функций (см. комментарий к ст. 85, 171, 188 ГПК).

4. Суд принимает меры, чтобы допрошенные свидетели не общались со свидетелями, которые еще не допрошены. В частности, достижению этой цели служит правило о том, что допрошенный свидетель остается в зале до окончания разбирательства дела. Одновременно оно обеспечивает возможность суду в случае необходимости вторично допросить свидетеля в том же судебном заседании или провести очную ставку между свидетелями для выяснения противоречий в их показаниях. Однако с учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе разрешить свидетелю удалиться и до окончания судебного заседания.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, не исключается возможность допроса в качестве свидетеля лица, которое в таком качестве ранее в суд не вызывалось и находилось в зале судебного заседания, в частности во время допроса других свидетелей. Однако данное обстоятельство должно быть отражено в протоколе судебного заседания и учтено судом при оценке показаний данного свидетеля.

Комментарий к статье 189 ГПК РФ

1. Процедура окончания рассмотрения дела по существу включает в себя два процессуальных действия: 1) дачу заключения прокурором и (или) представителем государственного органа, органа местного самоуправления; 2) выяснение председательствующим вопроса о наличии у лиц, участвующих в деле, дополнительных объяснений.

Первое действие носит факультативный характер, поскольку необходимость его совершения возникает лишь в случае участия в процессе прокурора и (или) государственного органа, органа местного самоуправления, и то лишь в форме вступления в уже начатое дело (ч. 3 ст. 45, ст. 47 ГПК). Что же касается случаев такого участия, то для прокурора обязательно участие по трем категориям дел искового производства (см. комментарий к ст. 45 ГПК). Участие государственных органов, органов местного самоуправления возможно не только в случаях, прямо предусмотренных законом, но и по инициативе суда в иных необходимых случаях (см. комментарий к ст. 47 ГПК). По-видимому, указанные обстоятельства в значительной мере предопределили отказ законодателя от закрепления заключения прокурора в качестве самостоятельного этапа судебного разбирательства, что было характерно для ГПК РСФСР.

В своем заключении прокурор должен отразить позицию прокуратуры как минимум по трем вопросам, а именно: 1) какие факты надлежит считать установленными, а какие неустановленными в ходе исследования в суде обстоятельств по делу и доказательств, их обосновывающих; 2) какими доказательствами подтверждаются конкретные фактические обстоятельства по делу, какие из них необходимо считать достоверными, а какие нет; 3) каким образом следует разрешить дело (в этой части своего выступления прокурор обязан сослаться на правовые нормы, которые должны применяться при разрешении данного дела).

В качестве факультативного элемента в содержании заключения прокурора может присутствовать также общественно-политическая и морально-этическая оценка рассматриваемого дела.

Содержание заключения государственного органа, органа местного самоуправления слагается из двух частей: аналитической (излагаются фактические обстоятельства, установленные в ходе совершения проверочных действий); выводов (излагается предлагаемый органом вариант разрешения спора).

2. По окончании исследования всех доказательств председательствующий выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. Смысл дачи дополнительных объяснений в том, чтобы дополнить материалы дела доказательствами, которые в силу тех или иных причин не были исследованы судом на этапе рассмотрения дела по существу. Очевидно, субъект, дающий дополнительные объяснения, должен привести веские доводы, способные убедить суд не только в том, что дополнительные доказательства имеют значение для дела, но и в том, что он действительно не имел возможности представить эти доказательства раньше, иначе теряется смысл нормативных положений, ориентирующих стороны на представление доказательств до начала судебного разбирательства (абз. 5 ст. 132, ст. 149, ч. 2 ст. 152 ГПК).

По буквальному смыслу закона правом выступления с дополнительными объяснениями обладают все лица, участвующие в деле, кроме прокурора, представителя государственного органа или органа местного самоуправления, участвующих в процессе в соответствии с ч. 3 ст. 45 и ст. 47 ГПК. По ГПК РСФСР право заявить ходатайство о дополнении материалов дела принадлежало всем участвующим в деле лицам.

При отсутствии такого заявления, а также в случае его отклонения председательствующий объявляет исследование дела оконченным, после чего заслушиваются судебные прения. Если ходатайство о дополнении материалов дела удовлетворено, то исследование обстоятельств дела продолжается, и суд переходит к судебным прениям лишь после проверки новых материалов.

3. В порядке дополнения в исследовании обстоятельств дела участвующим в деле лицам, их представителям могут быть заданы вопросы, представлены новые материалы, заявлено ходатайство о повторном допросе свидетеля, если возникает обоснованная необходимость в этом, об уточнении заключения эксперта, о вызове дополнительных свидетелей и т.д.

Заявленные ходатайства обсуждаются судом с учетом мнения участвующих в деле лиц, представителей, после чего выносится мотивированное определение о дополнительном исследовании обстоятельств дела или об окончании рассмотрения дела по существу.

Статья 169 ГПК РФ — Отложение разбирательства дела

1. Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи. Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

1.1. Суд обязан отложить на тридцать дней разбирательство дела, связанного со спором о ребенке, в случае поступления письменного уведомления от центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о получении им заявления о незаконном перемещении этого ребенка в Российскую Федерацию или его удержании в Российской Федерации с приложением к уведомлению копии заявления, если ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

2. При отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участников процесса или истребования доказательств, о чем явившимся лицам объявляется под расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые к участию в процессе лица извещаются о времени и месте нового судебного заседания.

3. Разбирательство дела после его отложения возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения разбирательства дела, не производится.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 260-ФЗ.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

7 + семнадцать =