Дополнительный комментарий к статье
Понятие «арбитраж» имеет разные значения во внутреннем праве России и в международном праве. В международном праве под арбитражем понимается негосударственный третейский суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. В отличие от обращения в государственный суд обращение к третейскому суду происходит исключительно на основании соглашения сторон.
Третейские суды могут быть как постоянно действующими, так и ad hoc (для решения конкретного спора). В большей степени третейские суды рассматривают и разрешают экономические споры, возникающие между организациями, предпринимателями. Для передачи спора на разрешение третейского суда необходимо арбитражное соглашение. В соответствии с этим соглашением споры, которые уже возникли или могут возникнуть между сторонами, передаются на рассмотрение третейского суда. Такое условие может быть включено в основной договор («арбитражная оговорка»). Арбитражное соглашение может заключаться путем обмена письмами или телеграммами.
В том случае, если в суд поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили арбитражное соглашение, суд должен по просьбе одной из сторон направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено, что предусмотрено п. 3 ст. II Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.
В целях приведения решения иностранного третейского суда в исполнение подается ходатайство, в котором должны быть изложены установленные Кодексом сведения. В числе документов, прилагаемых к ходатайству, должны быть: подлинное решение иностранного третейского суда и арбитражное соглашение, легализованные в соответствии с установленными кодексом правилами, либо их копии, заверенные нотариусом. Представленные документы должны быть переведены на русский язык, и их переводы должны быть нотариально удостоверены (статья 416 ГПК РФ).
Отказ в принудительном исполнении решения иностранного третейского суда допустим в том случае, если исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Вопрос об исполнении решений иностранных третейских судов рассматривается судами субъектов Российской Федерации по месту жительства или нахождения должника в Российской Федерации. Возражения относительно признания решения иностранного третейского суда рассматриваются судами субъектов Федерации по месту жительства или нахождения заинтересованного лица, направившего свои возражения.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 58-КГ17-23
Требование: О признании незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ, обязании продлить выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю было отказано в продлении выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что в представленной им справке об обучении отсутствуют сведения об учебе по основным образовательным программам и что им не представлен документ, подтверждающий направление его на обучение в иностранное образовательное учреждение, расположенное за пределами РФ, в соответствии с международными договорами РФ.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку вывод суда сделан без учета правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 27.11.2009 N 18-П.
Комментарии статьи 391.8 ГПК РФ в действующей редакции кодекса
Независимо от того, кто вынес определение о передаче надзорных жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (судья, рассматривавший дело, или председатель Верховного Суда РФ, его заместитель, не согласные с выводом судьи об отказе в передаче дела на рассмотрение в судебном заседании), оно должно соответствовать требованиям статьи 391.8 ГПК РФ в действующей редакции, предъявляемым к данному определению.
Во вводной части определения суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должны быть указаны: дата и место вынесения определения; фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу; наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора. Для физических лиц это означает указание фамилии, имени, отчества, места нахождения, для юридических лиц — их точное наименование в соответствии с учредительными документами и место нахождения. Для прокурора достаточно указания занимаемой должности в соответствующей прокуратуре; судебные постановления, которые обжалуются.
В описательной части определения содержится изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления.
В мотивировочной части определения излагаются основания для передачи надзорных жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
В резолютивной части содержится предложение судьи, вынесшего определение, о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Обратите внимание!
Затем вынесенное определение, согласно статье 391.8 ГПК РФ в действующей редакции, а также материалы истребованного и изученного дела вместе с надзорной жалобой или представлением прокурора направляются судьей, вынесшим определение, в Президиум Верховного Суда РФ.
Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским делам
Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (далее — Конвенция 1970 г.) совершена в Гааге 18 марта 1970 г. К числу главных целей, которые ставили перед собой учредители, относятся упрощение порядков направления и исполнения судебных поручений, сближение соответствующих национальных процедур, расширение сотрудничества между органами правосудия. Для государств — участников Конвенции 1970 г. утратили силу ст. ст. 8 — 16 Гаагской конвенции 1954 г.
Главное нормативное положение Конвенции 1970 г. сводится к наделению судов одного Договаривающегося Государства полномочием направлять судам другого Государства судебные поручения о закреплении конкретных доказательств с последующей передачей этих материалов запрашивающему суду. Информация в форме протоколов допросов и показаний определенных лиц по указанным в поручении обстоятельствам, документов, актов осмотра имущества, заключений экспертов должна быть предназначена только для уже начатых или реально планируемых процессов. Достаточную вероятность возникновения таких процессов надлежит определять исходя из норм национального законодательства (принятие предварительных обеспечительных мер и т.п.).
До обращения к процедуре получения доказательств из-за рубежа суд оценивает практическую необходимость такой информации для разрешения правового спора. При положительном выводе составляется судебное поручение, содержание которого должно послужить запрашиваемому суду надежным ориентиром для успешного выполнения запроса.
Дополнительный комментарий к ст. 391.14 ГПК РФ
Особенностью резолютивной части постановления Президиума Верховного Суда РФ, в отличие от судебных постановлений судов нижестоящих инстанций, является отсутствие в ней информации о порядке обжалования, ввиду того что постановление Президиума Верховного Суда РФ является окончательным и обжалованию не подлежит ни при каких условиях.
Правовое значение постановления Президиума Верховного Суда РФ состоит в том, что вследствие его принятия ранее спорное материально-правовое отношение, неоднократно пересмотренное в судах проверочных инстанций, обретает строгую определенность, устойчивость, общеобязательность. Значение постановления Президиума Верховного Суда РФ в целом для всего гражданского процесса обусловлено задачами судопроизводства, которыми является осуществление юрисдикционной и воспитательной функций, а также обеспечение принципа правовой определенности.
Постановлению Президиума Верховного Суда РФ, как и любому судебному акту, которым завершается тот или иной вид производства в гражданском процессе, должны быть априори присущи такие качества, как законность и обоснованность. Постановление Президиума Верховного Суда РФ является последним и окончательным судебным актом в череде судебных постановлений, принятых по делу квалифицированным составом судей высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции.
Ввиду этого постановление Президиума Верховного Суда РФ, безусловно, должно быть принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, либо основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Помимо требований законности и обоснованности постановления Президиума Верховного Суда РФ к нему предъявляются такие требования, как определенность, безусловность, полнота и мотивированность.
Определенность постановления Президиума Верховного Суда РФ означает, что в нем должен быть четко решен вопрос относительно судьбы обжалуемых судебных постановлений и рассмотренных в судебном заседании надзорных жалобы, представления в соответствии с полномочиями, установленными ст. 391.12 ГПК РФ.
Безусловность постановления Президиума Верховного Суда РФ означает, что в его резолютивной части не должно содержаться указаний на возможность его исполнения в зависимости от наступления каких-либо условий.
Полнота постановления Президиума Верховного Суда РФ предполагает, что постановление должно иметь исчерпывающий характер. Это означает, что Президиум Верховного Суда РФ своим решением должен дать всесторонний и полный ответ по всем доводам надзорных жалобы, представления, по всем обжалуемым судебным постановлениям.
Обратите внимание!
Мотивированность постановления Президиума Верховного Суда РФ означает, что в постановлении, в его мотивировочной части, должны содержаться выводы Президиума Верховного Суда РФ по пересмотренному судебному акту; законы, которыми руководствовался суд при вынесении постановления, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались суды нижестоящих инстанций. В мотивировочной части постановления должны содержаться также обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам. В мотивировочной части постановления Президиума Верховного Суда РФ могут также содержаться ссылки на постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ приобретает все вышеперечисленные свойства только после вступления в законную силу. Законодатель в положениях комментируемой нормы закрепляет императивное правило о немедленном вступлении постановления Президиума Верховного Суда РФ в законную силу с момента его принятия, а также об окончательности этого судебного акта в силу установления запрета на его обжалование. Рассматриваемая норма отражает сущность надзорного производства, его экстраординарный характер и недопустимость отмены или изменения постановления Президиума Верховного Суда РФ ввиду несогласия с выраженной в нем позицией Президиума Верховного Суда РФ.
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства
Личный закон иностранного гражданина:
- право страны, гражданство которой гражданин имеет;
- российское право — в случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство;
- право страны, в которой гражданин имеет место жительства — при наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств.
В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.
Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.
Комментарий к ст. 403 ГПК РФ
1. По искам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество исключительно компетентны суды по месту нахождения имущества. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 20 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
2. Когда речь идет о государствах, подписавших Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в этих странах действуют правила, закрепленные в данной Конвенции. По делам об усыновлении (удочерении) или его отмене компетентен суд государства, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или его отмене. А когда ребенок усыновляется (удочеряется) супругами, из которых один является гражданином одной страны, а другой — гражданином другого государства, дело об усыновлении (удочерении) подсудно суду государства, на территории которого супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание (ст. 37 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
3. В п. 2 ч. 2 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 24 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам закреплено общее правило — по делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным, за исключением нижеуказанных случаев, дело подсудно суду той страны, гражданином которой он является.
4. Между тем в ст. 24 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам закреплено и исключение из этого правила. В случае если суду одного из государств, подписавших названную Конвенцию, станут известны основания признания ограниченно дееспособным или недееспособным проживающего на ее территории лица, являющегося гражданином другой страны (подписавшей ту же Конвенцию), он уведомляет об этом суд данной страны (гражданином которой является данное лицо). Если же суд, который был уведомлен об основаниях для признания ограниченно дееспособным или недееспособным, в течение трех месяцев не начнет дело или не сообщит свое мнение, дело о признании ограниченно дееспособным или недееспособным вправе рассмотреть суд того государства, на территории которого этот гражданин имеет место жительства. Решение о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным направляется компетентному суду государства, гражданином которой является это лицо.
5. Согласно ст. 25 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам признание лица безвестно отсутствующим или объявление умершим, а также установление факта смерти осуществляется судом (учреждением юстиции) государства, гражданином которого лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц — судом (учреждением юстиции) по последнему месту жительства лица.
6. Суд (учреждение юстиции) каждого из государств, подписавших Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, может признать гражданина другого подписавшего указанную Конвенцию государства и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этого государства.
7. С рядом государств (к примеру, с Литовской Республикой, Республикой Молдова, Тунисской Республикой и др.) Россией заключены договоры «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», согласно которым по делам о признании безвестно отсутствующим и объявлении умершим компетентны учреждения той Договаривающейся Стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых.
8. Учреждения одной Договаривающейся Стороны могут признать гражданина другой Договаривающейся Стороны безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству лиц, проживающих на ее территории, если их права и интересы основаны на законодательстве этой Договаривающейся Стороны. В этих случаях учреждения Договаривающихся Сторон применяют законодательство своего государства.
9. См. также комментарий к ст. ст. 245, 251, 254, 259, 262, 399, 405, 406 ГПК РФ.
〈 Предыдущая
Следующая 〉
Комментарий к Статье 202 Гражданского процессуального кодекса
Комментируемая статья предусматривает возможность разъяснения решения суда.
Суд, принявший решение, вправе разъяснить его в случае неясности по инициативе лиц, участвующих в деле, или судебного пристава-исполнителя. При этом не допускается изменение содержания суда. Разъяснение возможно до исполнения решения либо до истечения срока его исполнения (ч. 1).
Согласно ч. 2 комментируемой статьи вопрос о разъяснении решения рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о разъяснении решения суда.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)
8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
На определение суда о разъяснении решения суда может быть подана частная жалоба (ч. 3).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме .
——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 2.
Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 43 и 56 Постановления от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснил, что к определениям, которые исключают возможность дальнейшего движения дела, относится, в частности, определение об отказе в разъяснении решения суда (ст. 202 ГПК РФ) (п. 43).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 200 ГПК РФ, вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в апелляционном определении описки или явные арифметические ошибки, а также рассмотреть заявления лиц, участвующих в деле, о разъяснении апелляционного определения, которым было изменено решение суда первой инстанции или вынесено новое решение (ст. 202 ГПК РФ), и о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (гл. 42 ГПК РФ).
Следует обратить внимание судов апелляционной инстанции на то, что исходя из требований ст. ст
200, 202, 396 ГПК РФ заявления об исправлении описки или явной арифметической ошибки, о разъяснении апелляционного определения, которым было изменено решение суда первой инстанции или вынесено новое решение, а также заявление, представление о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам рассматриваются судом апелляционной инстанции в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.
Определения суда апелляционной инстанции об исправлении описки или явной арифметической ошибки, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения, которым было изменено решение суда первой инстанции или вынесено новое решение, а также об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в соответствии с ч. 5 ст. 329 ГПК РФ вступают в законную силу с момента их принятия. В связи с этим указанные определения суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы только в кассационном порядке, поскольку суд апелляционной инстанции не вправе рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления (п. 56) .
——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
Разъяснения не должны изменять существо принятого решения, а устранять неясности, возникающие при уяснении смысла слов, фраз и выражений, изложенных в решении, если они действительно вызывают неоднозначное понимание.
Комментарий к статье 403 ГПК РФ
1. Содержащиеся в комментируемой статье правила исключительной подсудности определяют, что только суды общей юрисдикции РФ компетентны рассматривать указанные здесь дела, а суды других государств не вправе принимать их к рассмотрению. Если тем не менее дело, отнесенное к исключительной подсудности российского суда общей юрисдикции, будет рассмотрено иностранным судом, то подобное решение не будет признано и исполнено в нашей стране. В п. 3 ч. 1 ст. 412 ГПК и практически во всех договорах о правовой помощи предусмотрено в качестве условия для признания и исполнения решения иностранного суда соблюдение правил об исключительной подсудности.
2. В ч. 1 комментируемой статьи к исключительной компетенции судов общей юрисдикции отнесены отдельные категории дел искового производства (п. п. 1 — 3) и все дела, возникающие из публичных правоотношений. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены дела особого производства, отнесенные к исключительной компетенции российских судов.
3. Подсудность судов общей юрисдикции, указанная в данной статье, является исключительной относительно иностранных судов. Что касается разграничения предметов ведения с арбитражными судами, то здесь применяются общие правила разграничения подведомственности, основанные на критериях ст. 22 ГПК и ст. 27 — ст. 33 АПК. Например, дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, подведомственны как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам в зависимости от предметного критерия (спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности либо нет) и субъектного состава.