Комментарии статьи 391.7 ГПК РФ в действующей редакции кодекса
В том случае, если судья, рассматривающий дело, придет к выводу об отсутствии оснований для его рассмотрения в надзорном порядке, выносится определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Определение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, и должно содержать обязательные сведения. перечисленные в статье 391.7 ГПК РФ.
Во вводной части определения об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции указываются: дата и место вынесения определения; фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование лица, подавшего надзорные жалобу или представление прокурора; судебные постановления, которые обжалуются.
Описательная и мотивировочная части практически совпадают и включают в себя краткое изложение вынесенных по делу судебных постановлений, мотивов, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Мотивы отказа связаны с отсутствием оснований для пересмотра дела в порядке надзора, указанных в ст. 391.9 ГПК РФ (см. комментарий к этой статье).
Резолютивная часть определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления содержит вывод судьи — отказать в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции (статья 391.7 ГПК РФ).
Обратите внимание!
В соответствии с ч. 3 ст. 391.5 ГПК РФ Председатель Верховного Суда РФ, заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.
Особенности проведения экспертизы
Минюст РФ регулирует деятельность изучаемых специалистов. Именно они занимаются проведением судебной экспертизы. Если это требуется на основании ведения какого-либо уголовного дела. Специальности судебных экспертов могут быть разными. Так как эти люди могут специализироваться на разных областях деятельности.
К правилам проведения экспертизы относится:
- во время данного исследования эксперты должны пользоваться своими знаниями, опытом и навыками, а также могут применять специализированное оборудование и разные материалы, позволяющие получить максимум информации об изучаемых предметах;
- назначается эксперт только вышестоящим руководством;
- ему передаются все материалы и предметы, имеющие отношение к конкретному делу;
- эксперт при таких условиях становится участником процесса, поэтому он несет ответственность за информацию, прописываемую в заключении;
- без веских оснований специалист не может отказаться от проведения исследования;
- если по разным уважительным причинам не может гражданин составить экспертное заключение, то он должен написать письменное заявление, которое передается заказчику и руководителю экспертного учреждения, причем в этом документе обязательно приводятся причины возникновения такой ситуации;
- эксперт может требовать от заказчика каких-либо дополнительных материалов, чтобы достоверно ответить на все поставленные вопросы;
- независимо от получаемых материалов и сведений, специалист не имеет право разглашать данную информацию, так как не допускается, чтобы она была получена третьими заинтересованными лицами или фирмами.
В судебной практике встречались ситуации, когда эксперты делали недостоверные выводы, так как имели родственные или иные близкие отношения с обвиняемыми или потерпевшими. За свои действия специалисты привлекаются к уголовной ответственности, а также накладывается запрет на их дальнейшую работу, причем такое ограничение может действовать в течение нескольких лет.
Дополнительный комментарий к статье 391.3 ГПК РФ
Формой обращения в суд надзорной инстанции является надзорная жалоба или представление. В соответствии с требованиями ст. 391.3 ГПК она подается в ВС РФ только в письменной форме и с соблюдением соответствующих реквизитов. Условно по структуре надзорную жалобу (представление) можно подразделить на вводную, мотивировочную, просительную части и приложение.
В правом верхнем углу вводной части надзорной жалобы указывается наименование суда, в который они подаются. Здесь же указываются наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле. В тех случаях, когда надзорное представление подается прокурором, то он должен указать свое должностное положение и фамилию, имя, отчество. Далее надзорная жалоба обязательно должна содержать наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения. Могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты.
Мотивировочная часть надзорной жалобы излагается в произвольной форме, но она обязательно должна содержать указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. Недостатки в мотивировочной части могут привести к возвращению надзорной жалобы (представления).
В просительной части указывается просьба лица, подающего жалобу или представление.
В приложении указывается перечень прилагаемых к надзорной жалобе документов. Например, в случае, если жалоба подается представителем заинтересованного лица, то тогда последний должен подтвердить свои полномочия доверенностью, которая прилагается к надзорной жалобе.
Правом обжалования судебного постановления, вступившего в законную силу, обладают не только лица, непосредственно принимавшие участие в рассмотрении дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, но и те лица, права, свободы или законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Требование ГПК об обязательном наличии подписи заинтересованного лица в надзорной жалобе (представлении), о приобщении документа, подтверждающего полномочия представителя на совершение действий в надзорной инстанции, направлено прежде всего на выявление действительного волеизъявления заинтересованного лица на возбуждение дела в суде надзорной инстанции.
К надзорной жалобе (представлению) прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Копии должны быть заверены соответствующими должностными лицами суда и скреплены гербовой печатью. В случае, если копии судебных постановлений выполнены на нескольких листах, то они скрепляются и прошнуровываются либо каждый лист подписывается и заверяется печатью соответствующего судебного органа.
Требование о необходимости приложения к надзорной жалобе (представлению) копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, обосновано тем, что в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суд надзорной инстанции обязан направить лицам, участвующим в деле, копии указанных документов, как это требует ч. 2 ст. 391.10 ГПК.
К надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае если имеется право на получение льготы по уплате государственной пошлины, то прикладывается к надзорной жалобе документ, подтверждающий такое право, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины. Прокурор в соответствии с действующим законодательством от уплаты государственной пошлины при подаче надзорного представления освобожден.
НОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ:
- Статья 390.17 ГПК РФ. Вступление в законную силу определения судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления
- Статья 390.16 ГПК РФ. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 390.15 ГПК РФ. Полномочия судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
- Статья 390.14 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке
- Статья 390.13 ГПК РФ. Пределы рассмотрения дела судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
Дополнительный комментарий к ст. 391.7 ГПК РФ
Статья 391.7 ГПК перечисляет реквизиты определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Спецификой вынесения такого определения являются мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Мотивы предопределяются основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ должно содержать, во-первых, дату и место вынесения определения; во-вторых, фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение; в-третьих, наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление; в-четвертых, указание на судебные постановления, которые обжалуются; в-пятых, мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Комментарий к статье 85 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
1. Эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями и привлеченное судом к участию в процессе для дачи заключения по вопросам, требующим таких познаний. В качестве эксперта может выступать гражданин, но не организация. Гражданский процессуальный кодекс РФ не предусматривает специальных требований к эксперту, за исключением тех ограничений, нарушение которых влечет отвод эксперта. Эксперт подлежит отводу, если при предыдущем рассмотрении данного дела он участвовал в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика; является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. Эксперт, кроме того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.
Согласно ст. 18 Закона о судебно-экспертной деятельности государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
2. В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
3. В соответствии с Законом о судебно-экспертной деятельности должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин РФ, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти согласно Приказу Минюста России от 12 июля 2007 г. N 142 «Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» .
——————————— БНА. 2007. N 33.
4. Статьи 16, 17 Закона о судебно-экспертной деятельности конкретизируют права и обязанности экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях, в основном повторяя положения комментируемой статьи.
Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , вступившим в силу 12 июля 2009 г., была установлена ответственность эксперта за невыполнение требования суда о направлении заключения эксперта в суд в срок при отсутствии уважительных причин, а также исключено право эксперта отказаться от проведения экспертизы по причине отказа стороны от ее оплаты.
——————————— СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3122.
Когда обязательно назначается экспертиза?
Профессия судебный эксперт появилась довольно давно. В российское законодательство регулярно вносятся изменения относительно работы данных специалистов. Они занимаются проведением экспертизы, которая требуется в следующих ситуациях:
- следует установить причину смерти какого-либо гражданина;
- определяется специалистом характер и степень вреда, если здоровью человека наносится какой-либо урон другими лицами;
- оценивается физическое и психическое состояние человека, выступающего в качестве подозреваемого в совершении какого-либо преступления, так как часто у следователей появляются подозрения, что этот гражданин является невменяемым, поэтому требуется вмешательство специалиста;
- определяется состояния потерпевшего, если имеются сомнения в его дееспособности и вменяемости, что позволяет выявить, можно ли доверять его показаниям;
- определяется возраст любого участника процесса, если отсутствуют документы, с помощью которых можно получить данную информацию.
Именно опытный и профессиональный эксперт на основании имеющихся навыков и знаний может ответить на самые сложные вопросы, возникающие во время ведения следствия. Все вопросы, задаваемые этому специалисту, должны соответствовать его специальности и познаниям.
Когда производится отвод?
Ответственность судебных экспертов может быть административной или уголовной. Если они намеренно вводят следственные органы в заблуждение или вовсе представляют фиктивные документы, доказывающие наличие нужных знаний.
В некоторых ситуациях даже производится отвод эксперта до окончания следствия. Это возможно по следующим основаниям:
- материалы, которые были переданы для изучения эксперту, обладают низким качеством или являются неполными, поэтому отсутствует возможность для проведения эффективного и качественного анализа, причем обычно в этом случае выполняется самоотвод специалиста;
- даже с помощью современных и инновационных методов исследования отсутствует возможность получить ответы на все заданные вопросы;
- эксперт не разбирается в каких-либо особенностях переданных материалов, поэтому не может ответить на вопросы за счет своей некомпетентности;
- обнаруживаются доказательства того, что мнение специалиста может быть предвзятым, так как у него имеются семейные, родственные или деловые связи с каким-либо участником процесса;
- выбранный эксперт непосредственно выступает участником процесса;
- имеются сомнения в профессиональной пригодности выбранного гражданина.
Инициатором отвода эксперта может выступать непосредственный специалист, работник следственного комитета или другое заинтересованное лицо. Процедура может выполняться в любой момент времени, причем нередко это происходит в момент ознакомления с материалами дела.
Права специалиста
Права и обязанности судебного эксперта приводятся в ст. 85 ГПК. К основным полномочиям, которыми наделяется данный специалист, относится:
- действия заказчика экспертизы могут быть обжалованы в претензионном или судебном порядке, если такие действия нарушают права эксперта или мешают получению достоверных и объективных сведений;
- специалист может в любой момент времени сформировать специальное заявление, если представители следственного комитета неправильно истолковали результаты экспертизы;
- допускается привлекать к исследованию других экспертов, что позволит получить действительно полную и достоверную информацию об исследуемых материалах, причем это целесообразно делать, если у гражданина отсутствует нужный опыт для самостоятельного проведения экспертизы;
- у специалиста имеется право делать самостоятельные выводы, а также отвечать на все заданные вопросы, что обычно влияет на дальнейшее судебное разбирательство.
Гражданин может отказаться от проведения экспертизы, если он не уверен в достоверности получаемых результатов или своих знаниях.
Какие имеются запреты?
На законодательном уровне закрепляются не только права и обязанности судебного эксперта, но и запреты, с которыми он сталкивается во время проведения исследований. К ним относится:
- самостоятельный сбор разных доказательств, сведений или материалов для проведения экспертизы, так как все данные и предметы должны быть получены только от заказчика;
- общение с участниками процесса, которое может быть неформальным или формальным;
- передача результатов проведенного исследования посторонним лицам или представителям разных компаний, не являющихся заказчиками экспертизы;
- повреждение объектов экспертизы, неправильное хранение материалов или изменение их характеристик;
- выполнение заданий, полученных от посторонних лиц, если специалист выступает работником экспертной организации, поэтому все задания должны быть получены исключительно от руководителя такого учреждения.
Задачи, которые решают судебные эксперты и криминалисты, должны соответствовать запросам заказчика. При проведении исследования можно пользоваться только законными методами получения информации или материалов.
Комментарий к статье 49 ГПК РФ. Лица, которые могут быть представителями в суде
В статье 49 ГПК РФ перечислены лица, которые могут быть представителями при рассмотрении гражданского дела в суде. Первым критерием является дееспособность представителя. Что такое гражданская процессуальная дееспособность, какие лица считаются дееспособными в гражданском процессе, можно узнать из статьи 37 ГПК РФ.
Вторым важным критерием представителя является надлежащее оформление его полномочий. Причем полномочия должны быть оформленными у всякого представителя, является ли он юристом предприятия. государственным служащим или представляет интересы в силу прямых указаний закона. Подробнее об оформлении полномочий представителя указано в статье 53 ГПК РФ.
В новой редакции статьи 49 ГПК РФ введен образовательный ценз для представителей, которые принимают участие в рассмотрении гражданских дел во всех инстанциях, за исключением начального уровня (мировые и районные суды).
Обычно в качестве представителей граждан в суде выступают адвокаты и профессиональные юристы. Как правило отношения с такими представителями являются договорными, на возмездной основе. Такие представители ведут свою деятельность официально, имеют собственный офис, не скрывают своей профессиональной принадлежности и известны в юридических кругах. В подавляющем большинстве ситуаций лучше обращаться за помощью именно к таким представителем, чтобы быть уверенным, что их деятельность действительно принесет пользу представляемому лицу.
Нередко граждане в качестве своих представителей привлекают лиц, вообще не имеющих юридического образования. Хочется предупредить, что в таких ситуациях помощь представителя может быть сомнительна, а чаще даже идти во вред интересам представляемого лица. Рекомендуем в этом случае самостоятельно участвовать в каждом судебном заседании, контролируя весь ход гражданского процесса.
В качестве представителей организаций чаще всего выступают штатные юристы, однако возможно привлечение и сторонних юристов, выполняющих свои обязанности по договору.
В качестве законных представителей (статья 52 ГПК РФ) выступают родители, опекуны и попечители, а также усыновители. Законными представителями могут выступать органы опеки и попечительства, а также администрация организации, где ограниченно дееспособный гражданин находится под надзором.