Статья 262 ГПК РФ. Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства

Другой комментарий к статье 263 ГПК РФ

1. Статья 263 ГПК обобщает и устанавливает наиболее общие, типичные черты гражданских дел, рассматриваемых в порядке особого производства. Уточнение, касающееся применения к данной категории дел общих правил искового производства (за некоторыми изъятиями) формирует бланкетную норму, предоставляет возможность аналогии закона, однако исключает возможность применения при рассмотрении дел особого производства правил рассмотрения и разрешения дел в порядке приказного производства и дел, возникающих из публичных правоотношений.

Так, при рассмотрении дел особого производства применяются правила, регламентирующие гражданское, в том числе и исковое, судопроизводство по вопросам извещений и вызовов, представительства, подготовки дела к судебному разбирательству, доказывания, порядка проведения судебного разбирательства, правил ведения протоколов, правовых последствий прекращения производства по делу и оставления заявления без рассмотрения и др.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие специальных оговорок, по делам особого производства недопустимо применение некоторых институтов, характерных для искового производства:

— не применяются обеспечительные меры;

— не заключается мировое соглашение и соглашение по фактическим обстоятельствам;

— недопустима аналогия «признания требований», т.е. удовлетворение судом требований заявителя исключительно на основании их признания заинтересованным лицом без исследования доказательств по делу либо в случае, если такое признание противоречит доказательствам по делу.

Представляется, что, несмотря на отсутствие дополнительных указаний закона, заявитель вправе отказаться от заявления по делу, рассматриваемому в порядке особого производства. В этом случае суд прекращает производство по делу.

Как правило, все дела особого производства рассматривает районный суд в качестве суда первой инстанции.

2. Статья 263 ГПК не раскрывает понятия «заявитель» и «заинтересованное лицо».

Из буквального толкования норм подразд. IV ГПК следует, что в качестве заявителей выступают субъекты, которые обращаются в суд в порядке особого производства с заявлением о рассмотрении и разрешении одного из дел, отнесенных к данному виду. В этом качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица (например, органы опеки и попечительства, муниципальные органы, психиатрические стационары).

Важно отметить, что, например, дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (гл. 33 ГПК) связаны с осуществлением муниципальными органами власти экономической деятельности, выражающейся в управлении муниципальным имуществом, распоряжением им, извлечением доходов от его использования

Тем не менее законодатель отнес данную категорию дел к подведомственности судов общей юрисдикции, а не арбитражных судов.

Исходя из вышеизложенного, заявителем в делах особого производства следует считать лицо, по заявлению которого возбуждено дело особого производства и чей охраняемый законом интерес является предметом защиты. Наличие у заявителя правового интереса в удовлетворении заявления по делу, рассматриваемому в порядке особого производства, является юридически значимым по делу и входит в предмет доказывания.

При этом охраняемый законом интерес юридического лица как заявителя обычно носит общественный характер (например, интерес психиатрического учреждения при обращении с заявлением о лишении гражданина дееспособности состоит в установлении определенности правового статуса такого гражданина).

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлекаются граждане и организации, права и охраняемые законом интересы которых могут быть затронуты при разрешении того или иного дела. Также по некоторым категориям дел особого производства обязательно участие прокурора.

3. Особое производство предполагает отсутствие спора о праве. Поэтому в том случае, если суд установил по делу наличие спора о праве — производство по делу в порядке особого производства невозможно и заявление подлежит оставлению без рассмотрения. Право заявителя на судебную защиту, предусмотренное ст. 47 Конституции, в данном случае может быть реализовано не в порядке особого производства, а в порядке искового производства. Исковое производство предоставляет заинтересованным лицам значительно больший арсенал прав и обязанностей, а следовательно, оставление заявления без рассмотрения — всего лишь своеобразная «отсрочка» при защите права.

Комментарии статьи 279 ГПК РФ. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Статья 279 ГПК РФ закрепляет правовые последствия вынесения решения суда по данной категории дел. На судебное решение  распространяются требования ст. ГПК в той мере, в какой они применимы в особом производстве.

Суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков.

Если в течение пяти лет гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что в это время он находился в других местах, у суда нет оснований для объявления этого гражданина умершим.

Срок, установленный для признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. В случае невозможности установления дня получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Точный срок, в течение которого гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, и время поступления последних сведений о месте его пребывания указываются судом в мотивировочной части решения.

В резолютивной части решения суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет умершим (либо отказывает в этом). Следует отметить, что суд не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования принадлежит только заявителю. В решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.

В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, согласно комментируемой статье 279 ГПК РФ, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган загса в трехдневный срок. При регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, днем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда или установленный решением суда день смерти.

Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

Обратите внимание!

Комментарии статьи 287 ГПК РФ. Подача заявления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным

Гражданская дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении гражданином 18-летнего возраста.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет регулируется ст. 26 ГК. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, — по решению суда.

Вследствие этого условием для обращения несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным является отсутствие согласия хотя бы одного из родителей, усыновителей или попечителя объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Право несовершеннолетнего гражданина обратиться в суд с соответствующим заявлением предусмотрено как в статье 287 ГПК РФ, так и в ч. 4 ст. ГПК, в соответствии с которой в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать свои права, свободы и законные интересы.

В заявлении помимо реквизитов, названных в ст. ГПК, должно содержаться: указание на возраст заявителя; указание о том, какой деятельностью — трудовой или предпринимательской — занимается несовершеннолетний; указание на место работы несовершеннолетнего, его должность, размер заработной платы (если он работает по трудовому договору); вид предпринимательской деятельности и доходы, получаемые в результате ее осуществления; период времени, в течение которого несовершеннолетний трудится; указание на причину, по которой родители (или хотя бы один из них) не согласны объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным; указание на причину, по которой несовершеннолетний добивается объявления его эмансипированным; другие необходимые для разрешения вопроса об эмансипации сведения.

Обстоятельства, указанные в заявлении об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, должны быть подтверждены соответствующими доказательствами: копией паспорта, копией трудового договора, свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, справками о размере заработной платы, о полученных доходах, о продолжительности трудового стажа и т.п.

В части 1 статьи 287 ГПК РФ установлена подсудность дел об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. Заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным подается в суд по месту жительства несовершеннолетнего.

Другой комментарий к статье 283 ГПК РФ

Статья 283 ГПК закрепляет обязанность суда назначить судебно-психиатрическую экспертизу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству о признании гражданина недееспособным. При этом данная обязанность суда возникает при наличии следующего условия — если в материалах дела имеются достаточные данные о том, что гражданин, в отношении которого подано заявление о признании его недееспособным, страдает психическим расстройством. Законодатель, не определяя понятие и критерии «достаточности данных» о психическом расстройстве гражданина, предоставляет право суду в каждом конкретном случае определять самостоятельно степень достаточных данных (или отсутствия таковой) и, как следствие, назначать или не назначать судебно-психиатрическую экспертизу. В том случае, если судья не назначает судебно-психиатрическую экспертизу, он рассматривает заявление по имеющимся в деле материалам и отказывает в его удовлетворении. Обусловлено это тем, что обязанность назначения судебно-психиатрической экспертизы судом связана с необходимостью получения ответов на вопросы, требующие специального познания (страдает ли гражданин психическим расстройством; может ли он вследствие такого расстройства понимать значение своих действий или руководить ими). Такое исследование может быть проведено только врачами-психиатрами. И поэтому в случае принятия судом решения о том, что в деле недостаточно данных, свидетельствующих о психическом расстройстве гражданина, в отношении которого ставится вопрос о признании его недееспособным, суд не назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Как следствие, отсутствие выводов экспертов о психическом расстройстве гражданина не дает суду оснований для признания гражданина недееспособным.

В том случае, когда судебно-психиатрическая экспертиза назначается судом, производство по делу может быть приостановлено на основании абз. 4 ст. 216 ГПК.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности (ст. 62 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012), а также ФЗ от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011)). Данная экспертиза проводится в соответствии с Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н.

Смысловая конструкция ст. 283 ГПК, регламентирующая возможность принудительного направления гражданина, в отношении которого решается вопрос о признании его недееспособным, на судебно-психиатрическую экспертизу, позволяет прийти к выводу о том, что добровольно явиться на судебно-психиатрическую экспертизу гражданин обязан. В случае его уклонения, причем явного, от прохождения судебно-психиатрической экспертизы суд может решить вопрос о принудительном прохождении такой экспертизы

Следует обратить внимание на то, что решение вопроса о принудительном прохождении экспертизы гражданином является правом, а не обязанностью суда. В целях защиты прав и свобод гражданина, а также недопущения злоупотребления правом процедура решения вопроса о принудительном прохождении судебно-психиатрической экспертизы имеет свои специфические особенности: в материалах дела должно быть подтверждение факта явного уклонения гражданина от прохождения экспертизы; в судебном заседании обязательно должны участвовать прокурор и психиатр

Представляется верным в случае принудительного направления гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу судебное заседание проводить именно в присутствии прокурора и психиатра.

Комментарии статьи 224.15 ГПК РФ. Рассмотрение заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа

Комментируемая статья 244.15 ГПК РФ устанавливает порядок рассмотрения заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи 244.15 ГПК РФ заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматривается с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматривается судом в срок, не превышающий сорока двух дней со дня принятия заявления судом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и составление мотивированного решения (ч. 2 статьи 244.15 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 244.15 ГПК дела о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. В данном случае указанные лица в соответствии со ст. ст. и ГПК вступают в процесс для дачи заключения по делу.

Исходя из положений ст. 13 Гаагской конвенции 1980 г., предусматривающих возможность отказа в возвращении ребенка при наличии возражений самого ребенка, по данной категории дел суду необходимо выяснить мнение ребенка относительно его возвращения в государство постоянного проживания, что соответствует гарантированному ст. 12 Конвенции о правах ребенка праву ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. В указанной ситуации необходимо руководствоваться нормами гражданского процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве и ст. 57 СК, предусматривающей обязательность учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, что, в свою очередь, не исключает возможности выяснения мнения детей и более раннего возраста с учетом их психологических особенностей и иных факторов.

Гаагская конвенция 1980 г. содержит ряд предписаний относительно юридической силы иностранных судебных (административных) актов и документов при рассмотрении дел по заявлениям о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа. Так, в частности, соответствующие положения предусмотрены в отношении подтверждения прав опеки на основании судебного или административного решения либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству государства постоянного проживания ребенка (ст. 3), предоставления органами государства постоянного проживания ребенка решения или определения, подтверждающего, что перемещение или удержание ребенка было незаконным в соответствии с данной Конвенцией (ст. 15), предоставления центральным органом или другим компетентным органом государства постоянного проживания ребенка в соответствии со ст. 13 данной Конвенции информации, относящейся к социальному положению ребенка, а также в других случаях. При этом в ст. 23 Гаагской конвенции 1980 г. особо оговаривается, что в контексте настоящей Конвенции не требуется никакой легализации или иной подобной формальности.

В отличие от общего двухмесячного срока рассмотрения и разрешения гражданских дел, закрепленного в ст. ГПК, по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа установлен сокращенный процессуальный срок их рассмотрения. Так, в силу ч. 2 ст. 244.15 ГПК РФ заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматривается судом в срок, не превышающий 42 дней со дня принятия заявления судом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и составление мотивированного решения.

Закрепление в статье 244.15 ГПК РФ указанного сокращенного процессуального срока основывается на положениях ст. 11 Гаагской конвенции 1980 г., предписывающей необходимость принятия судебным или административным органом запрашиваемого государства решения по требованию о возвращении ребенка или обеспечению прав доступа в течение шести недель со дня начала соответствующих процедур.

Комментарии статьи 244.17 ГПК РФ. Срок подачи апелляционных жалобы, представления на решение суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа и срок рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Апелляционную жалобу вправе подавать: стороны; другие лица, участвующие в деле; лица, которые хотя не были привлечены к участию в деле, однако вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом. В свою очередь, прокурор, участвующий в деле, вправе принести апелляционное представление.

В ч. 2 ст. ГПК РФ устанавливается общее правило в отношении срока подачи апелляционной жалобы, представления: апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Вместе с тем для отдельных случаев ГПК РФ могут быть установлены иные процессуальные сроки.

В ч. 1 ст. 244.17 ГПК РФ устанавливается допускаемое исключение из общего правила, а именно сокращенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы, представления на решение суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав ребенка. Данный срок не должен превышать десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в соответствии с правилами, установленными главой 39 ГПК РФ, посвященной производству в суде апелляционной инстанции. Нормами обозначенной главы определяются: лица, обладающие правом апелляционного обжалования; порядок подачи апелляционной жалобы, представления; содержание апелляционной жалобы, представления; основания и порядок оставления апелляционной жалобы, представления без движения; основания и порядок возвращения апелляционной жалобы, представления и др.

Установление сокращенного срока подачи апелляционной жалобы, представления аналогично специальному сроку рассмотрения заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа направлено на обеспечение оперативности судебной процедуры в целях незамедлительного возвращения незаконно перемещенных или удерживаемых детей.

Общие положения о сроках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции содержатся в ст. 327.2 ГПК РФ. При этом данный процессуальный срок определяется в зависимости от того, какой суд рассматривает поступившее по апелляционной жалобе, представлению дело. Так, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции, а Верховный Суд РФ — в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления дела.

Вместе с тем ч. 3 ст. 327.2 ГПК РФ допускается установление в ГПК РФ, иных федеральных законах специальных правил о сроке рассмотрения дела, поступившего по апелляционной жалобе, представлению. Подобное исключение содержится в ч. 2 ст. 244.17 ГПК РФ, согласно которой срок рассмотрения дела о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа, поступившего по апелляционной жалобе, представлению, не должен превышать одного месяца со дня такого поступления в суд апелляционной инстанции в соответствии с правилами, установленными гл. 39 ГПК РФ «Производство в суде апелляционной инстанции».

При рассмотрении подобного рода дел применению подлежат положения названной главы, устанавливающие: порядок и пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; полномочия суда апелляционной инстанции; требования к апелляционному определению и др.

Цель установления специального сокращенного срока рассмотрения дела о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа, поступившего по апелляционной жалобе, представлению, в полной мере совпадает с целями установления сокращенных сроков рассмотрения заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа, а также подачи апелляционной жалобы, представления на решение суда по такому делу.

НОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ:

  • Статья 390.17 ГПК РФ. Вступление в законную силу определения судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления
  • Статья 390.16 ГПК РФ. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.15 ГПК РФ. Полномочия судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • Статья 390.14 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке
  • Статья 390.13 ГПК РФ. Пределы рассмотрения дела судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

Комментарии статьи 244.16 ГПК РФ. Решение суда по делу о возвращении ребенка

Комментируемая статья 244.16 ГПК РФ устанавливает требования, предъявляемые к решению суда по делу о возвращении ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации.

Во-первых, обозначенное решение суда должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к любому решению суда и установленным гл. 16 ГПК РФ (см. комментарий к ст. ГПК РФ). В частности, согласно ст. ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, а также основываться на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Во-вторых, содержание такого решения суда предполагает следующие вариации.

В случае удовлетворения заявления о возвращении ребенка решение суда должно содержать:

  1. обоснование необходимости возвращения ребенка в государство постоянного проживания;
  2. порядок возвращения ребенка;
  3. указание на распределение судебных расходов и расходов, связанных с возвращением ребенка.

В случае отказа в удовлетворении подобного рода заявления в решении суда должны быть указаны:

  1. обоснование отказа в возвращении ребенка в государство постоянного проживания;
  2. указание на распределение судебных расходов.

При этом в контексте обоснования необходимости возвращения ребенка либо отказа в возвращении ребенка в государство постоянного проживания комментируемая статья 244.16 ГПК РФ содержит отсылку к Конвенции. Так, согласно ст. 12 Конвенции судебный или административный орган обязан предписать:

  • немедленно возвратить ребенка, если он незаконно перемещен или удерживается и на момент начала соответствующих судебных или административных процедур со дня незаконного перемещения или удержания ребенка прошло менее одного года;
  • возвратить ребенка даже в том случае, если процедуры начались по истечении срока в один год, за исключением случаев, когда доказано, что ребенок адаптировался в новой среде.

Вместе с тем судебный или административный орган отказывает в удовлетворении заявления о возвращении ребенка в случаях, когда:

доказано, что ребенок адаптировался к новой среде даже в том случае, если судебные или административные процедуры начались по истечении срока в один год (ст. 12 Конвенции);
доказано, что лицо, учреждение или иная организация, осуществляющие заботу о ребенке, фактически не осуществляли свои права опеки на момент перемещения или удержания ребенка, либо дали согласие на его перемещение или удержание, либо впоследствии не выразили возражений против этого (ст. 13 Конвенции);
доказано, что при возвращении ребенка имеется существенный риск создания угрозы причинения ему физического или психологического вреда либо нахождения его в иных невыносимых условиях (ст

13 Конвенции);
судебный или административный орган придет к заключению, что ребенок возражает против возвращения и уже достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение (ст. 13 Конвенции)

Представляется, что в данном случае подлежит применению ст. 57 Семейного кодекса РФ, согласно которой учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, является обязательным, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
это противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод (ст. 20 Конвенции).

Кроме того, в ст. 17 Конвенции прямо подчеркивается, что вынесение в запрашиваемом государстве решения об опеке или признание такого решения в указанном государстве не является основанием для отказа в возвращении ребенка, что не препятствует судебным и административным органам учитывать причины, способствовавшие принятию такого решения.

Что же касается распределения судебных расходов, то согласно ст. 26 Конвенции после выдачи предписания о возвращении ребенка судебные или административные органы вправе обязать лицо, которое переместило или удерживало ребенка, оплатить необходимые издержки, понесенные заявителем, включая: расходы на проезд; расходы, связанные с установлением места нахождения ребенка; расходы, связанные с юридическим представительством заявителя; расходы по возвращению ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий